Основные принципы Монтессори-системы |
Как реализовать |
Чего достигаем,
соблюдая их |
Педагогические принципы
|
СВОБОДА ВЫБОРА |
Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. |
В результате ситуации выбора
-
ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
-
учится делать выбор;
-
учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
-
свобода выбора формирует в ребенке инициативность;
-
наряду с соблюдением правила «поработал — убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.
|
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИ-ЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ
|
Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории.
Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.
|
-
всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
-
максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
-
взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).
|
КОНТРОЛЬ ОШИБОК
|
В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.
|
-
формирование адекватной самооценки;
-
развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
-
самоконтроль;
-
развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
-
проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.
|
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
|
Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).
|
-
максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком;
-
возможность поэтапного освоения навыка;
-
развитие точности восприятия;
-
развитие концентрации внимания;
-
развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
-
развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).
|
НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ
|
Соблюдение правил:
- Убери за собой;
- Работа на ковриках;
- По классу передвигаемся тихо;
-Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.
|
-
приучение к порядку;
-
умение организовать свое рабочее место;
-
умение рационально использовать пространство;
-
умение нести ответственность за собственный выбор;
-
потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
-
развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.
Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.
|
РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ
|
Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне.
Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.
|
-
Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
-
дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
-
формируется чувство взаимопомощи;
-
младшие имеют возможность учиться у старших;
-
старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.
|
ДЕТИ — АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
|
Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.
Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.
|
Такой вид работы способствует:
-
развитию уверенности в себе, самостоятельности;
-
удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости;
-
развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
-
умению задавать вопросы и отвечать на них;
-
профилактике страха публичных выступлений;
-
развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
-
умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.
|
Психологические принципы
|
НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ
|
Помоги мне это сделать самому!
Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
Помощь взрослого должна быть минимальной.
|
-
уверенность в собственных силах;
-
самостоятельность,
-
решительность;
-
более интенсивное овладение и усвоение различных навыков;
-
формирование адекватной самооценки;
-
удовлетворение потребности во взрослении.
|
ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО
|
Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности.
Проявлять свое отношение через собственные чувства.
Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.
|
-
независимость от чьей-либо оценки;
-
формирование позитивного образа «Я»;
-
уверенность в себе;
-
умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
-
ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.
|
ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА
|
Не сравнивать ребенка с другими.
Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».
|
|
Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори
|